Континент Сибирь, Новосибирск,
6 ноября 2009 г.
Идет серьезное перераспределение рынка 956 просмотров
Количество игроков на страховом рынке Сибири сокращается год от года, причем в последнее время их уходы нередко сопровождались громкими скандалами. О том, как изменился рынок с сентября 2008 года, насколько действенными оказались меры, принятые работающими на нем страховщиками, в беседе с корреспондентом «КС» ЮЛИЕЙ ДАНИЛОВОЙ рассуждает генеральный директор ООО «Росгосстрах-Сибирь» (Новосибирск) ВАДИМ ФЕДОРОВ.
— Вадим Леонидович, как, на ваш взгляд, изменился страховой рынок в Сибири с начала кризиса?
— В прошлом году на российском рынке работало 740 компаний. На сегодняшний день 50 из них ушли. В Новосибирской области год назад страховые услуги предлагали 134 страховщика, сейчас — 123. И тенденция к сокращению сохраняется. Уходят мелкие игроки, непорядочные участники рынка, те, кто не выдержал напряжения ситуации — роста выплат и сокращения сборов.
Дело в том, что рентабельность страхового бизнеса, вопреки мнению обывателя о сверхприбылях отрасли, крайне мала. А как может быть по-другому, если с одним и тем же продуктом к клиенту приходит около 700 компаний? Страхование — это специфический вид бизнеса. В отличие от обычного магазина, где клиент платит деньги и сразу же забирает товар, в страховании он отдает деньги сегодня, а услугу может получить в среднем через полгода. Вот именно эти отложенные ресурсы в виде резервов страховщик может использовать для получения дополнительных доходов.
Прямое страхование если приносит 2–6% прибыли, то это уже хорошо. В компаниях, которые сегодня потеряли эти 2–6%, и идет необратимый процесс разрушения. Они начинают действовать неадекватно, так как им все время нужны деньги для того, чтобы рассчитываться с клиентами. Как следствие, формируются две негативных тенденции. Первая — это демпинг. Компания снижает цену и, не думая о будущем, переманивает к себе страхователя, чтобы закрыть обязательства по ранее заключенным договорам. В результате она, естественно, перебивает клиентов у более добросовестных игроков. Обратите внимание, что в последнее время участвующие даже в серьезных государственных тендерах крупные компании чаще всего не побеждают. Почему? Потому что они не идут на заведомо убыточные условия. А другие предлагают демпинговые тарифы, чтобы выиграть, забрать деньги и уйти. В Новосибирске уже были такие примеры — вспомните СТИФ и АСОПО, которые являлись главными страховщиками городской администрации. Где они сейчас? А бюджет от этого пострадал. Не исключаю, что часть демпингующих игроков имеет серьезный запас прочности и резервы для вливания потерянной прибыли со стороны акционера, желающего под шумок перетянуть на себя часть страхового рынка. Но таких компаний единицы. Статистику не обманешь, и те, кто строит страховые МММ, являются прямыми кандидатами на вылет.
Вторая тенденция — это завышенные комиссии по агентам. Статистика показывает, что больше 10% комиссии по ОСАГО агентам платить нельзя, так как дальше система экономики приводит к убытку по данному виду страхования. Тем не менее есть страховщики, которые платят и 30%, и 45%. И этим сильно портят агента. Человек слаб, он привыкает к легким деньгам, у него формируется психология временщика, настроенного только на сбор cash. О какой-то выплате по страховке в данной ситуации чаще всего можно просто забыть. Эта самая страшная тенденция, и сколько она будет сохраняться — непонятно. Представители Российского союза автостраховщиков (РСА) уже говорят о том, что компенсационные взносы в РСА поступают медленнее, чем жалобы от брошенных страхователей, которым РСА должен выплачивать возмещение вместо ушедших недобросовестных участников рынка. Накопленных с момента введения ОСАГО денег хватит до апреля 2010 года. Что будет дальше — неизвестно. Либо это бремя возьмут на себя оставшиеся в ОСАГО страховщики, либо вопрос придется решать на правительственном уровне.
Наконец, еще одна тенденция, которая не могла не повлиять на страховой рынок округа, — поглощение более крупными игроками мелких.
— Как изменился список страховщиков-лидеров?
— Самым громким уходом с сибирского рынка было исчезновение из первой десятки СТИФа. Когда компания-лидер бросает клиентов и уходит, они, как правило, чтобы второй раз не обжечься, выбирают страховщика по принципу «лучше та, что больше». В результате на сегодняшний день наша компания контролирует около 30% от всего поля ОСАГО в Новосибирске. Темпы прироста клиентов только за сентябрь текущего года составили больше 20%. От кого-то же они ушли…. Думаю, аналогичный прирост наблюдался и у других крупных игроков, что еще раз свидетельствует: идет серьезное перераспределение рынка в пользу крупных устойчивых компаний.
— Можете оценить антикризисные меры, которые принимались страховщиками-участниками рынка? Насколько они оказались действенными?
— Меры банальны: когда падают рынок и показатели, первое, что нужно делать, — снижать издержки. Большинство здравомыслящих страховщиков серьезно пересмотрело экономику управления и штатное расписание, «почистило» персонал для повышения производительности, оптимизировало сеть офисов, ликвидировав все неэффективные. Дело в том, что в страховании основную долю в себестоимости услуги составляют три кита — зарплата, аренда и налоги. В нашей компании, к примеру, сегодня также идет пересмотр структуры — объединение всех «дочек»-юрлиц в одну группу с единой политикой и управлением, что позволит существенно сократить управленческие, материальные и прочие расходы. Еще одна весомая доля расходов в страховом бизнесе — это выплаты, ради которых мы, собственно, и существуем. В данном вопросе снижение издержек связано с выявлением и пресечением мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов.
К значимым антикризисным мерам я бы также отнес повышение качества работы со страхователями. Для клиентов крайне важно, чтобы все вопросы с выплатой возмещений решались в максимально сжатые сроки и с минимальными усилиями со стороны самого страхователя. Для этого необходимо, чтобы в компании были сервис, продукт и аварийные комиссары, способные освободить клиентов от визитов в ГАИ, суд и т. д. Причем желательно, чтобы эти услуги стоили не очень дорого, так как маловероятно, что в кризис клиент захочет нести слишком высокие расходы. Тот страховщик, кто сможет предложить все это в комплексе, получит очень хорошие дивиденды.
— Насколько серьезно в последнее время выросло количество страховых мошенничеств?
— Сегодня, к сожалению, нередки случаи, когда клиенты, бравшие кредит на покупку машины, квартиры и оформлявшие при этом страховку, пытаются использовать страховую компанию для того, чтобы сбросить с себя непосильное кредитное бремя. Кредитные машины заявляются в угон, имущество сгорает. Подобные прецеденты характерны и для заемщиков-юрлиц, которые поджигают свои склады, предварительно убрав из них товар и приписав к сгоревшему имуществу что-то несуществующее. Это есть, и, к сожалению, бороться с этим крайне сложно. Но закон позволяет страховщику в ряде случаев при наличии виновника страхового события переложить на него наши затраты. Так что у многих страховщиков сейчас активно трудятся «безопасники» и юридические отделы в этом направлении. Все это также позволяет экономить средства, а значит, увеличивать доходы компании.
— Можете назвать наиболее распространенные серьезные ошибки, допущенные страховщиками в СФО в последнее время? Насколько часто, к примеру, вы сталкивались со случаями недобросовестной конкуренции?
— Недобросовестная конкуренция, конечно же, встречается, но я не назвал бы это ошибкой. На это идут от безысходности, когда у компании нет денег для выполнения своих обязательств перед страхователями по заключенным в прошлом году договорам. Вот из-за этого и начинаются неоправданное снижение цен и необоснованные затраты на агентов.
Вся пресса за 6 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции, Страховое мошенничество, Кризис и страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
14 января 2025 г.
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 14 января 2025 г.
Банк России рассказал об изменениях в сфере финансов
|
|
korins.ru, 14 января 2025 г.
Больше тысячи транспортных средств застраховано по ОСГОП на новых территориях с начала года
|
|
Финмаркет, 14 января 2025 г.
ЦБ: за 9 месяцев 2024 г. сборы страховщиков по ОСОПО выросли на 23,7%, выплаты - на 12,2%
|
|
Вечерняя Казань, 14 января 2025 г.
Доступность хирургических операций и ЭКО повысили в рамках ОМС на 2025 год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Климатические изменения обошлись страховщикам в $600 млрд за последние два десятилетия
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 января 2025 г.
Страховщики возвращаются в Калифорнию после опустошительных пожаров 2018 года
|
|
Камчатка, ИА, 14 января 2025 г.
Камчатским водителям напомнят о замене ОСАГО через Госуслуги, СМС и электронную почту
|
|
РИА Новости, 14 января 2025 г.
Скончавшийся в Таиланде чиновник мэрии Владивостока был застрахован
|
|
Петербургский дневник, 14 января 2025 г.
В Петербурге более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на перевозку пассажиров легковым такси
|
|
Право.Ru, 14 января 2025 г.
ВС определит пределы страхового случая
|
|
РЕН-ТВ, 14 января 2025 г.
Воронежские мошенники заработали 2,5 млн рублей на «липовых» ДТП
|
|
Комсомольская правда-Вологда, 14 января 2025 г.
Под суд попал вологжанин, разъезжавший с поддельным ОСАГО
|
|
kazanfirst.ru, 14 января 2025 г.
Как с полисом ОМС получить бесплатную помощь в частных клиниках Казани
|
|
Вечерний Петербург, 14 января 2025 г.
Более чем у 900 перевозчиков приостановлены разрешения на работу в качестве такси
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 14 января 2025 г.
Страховые компании перечислили свердловчанам 20 млрд рублей
|
|
Report.Az, Баку, 14 января 2025 г.
В Азербайджане выплаты в рамках аграрного страхования в 2024 году выросли почти в 1,5 раза
|
|
РИА56, Оренбург, 14 января 2025 г.
Страховым компаниям могут обязать рассылку водителям об окончании срока действия ОСАГО
|
 Остальные материалы за 14 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|